ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897
Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) представляют собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного
общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.
Федеральные государственные образовательные стандарты должны обеспечивать: .
1) единство образовательного пространства Российской Федерации; .
2) преемственность основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования.
Федеральным законом от 1 декабря 2007 года N 309-ФЗ была утверждена новая структура государственного образовательного стандарта.
Теперь ФГОС должны включать
3 вида требований:
1) требования к структуре основных образовательных программ, в том числе требования к соотношению частей основной
образовательной программы и их объёму, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части,
формируемой участниками образовательного процесса; .
2) требования к условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-
техническим и иным условиям; .
3) требования к результатам освоения основных образовательных программ.
Новый стандарт подключает родителей к управлению школой
Одним из направлений национальной образовательной инициативы «Наша новая школа является переход на новые образовательные стандарты. Стандарт для начальной школы был зарегистрирован Министерством юстиции РФ 22 декабря 2009 года и вступит в силу 1 сентября 2011 года по всей стране.
Часто задаваемые вопросы?
В чем отличие нового стандарта от прежнего, и почему образование нуждается в подобных переменах?
Прежний стандарт прописывал содержание образования: что следует изучать на уроках литературы, что - на уроках алгебры, какие произведения должны быть прочитаны, какие формулы изучены, и так по всем предметам.
Новый стандарт переводит фокус внимания с сугубо «содержательного» компонента на иные способы регулирования образовательного процесса.
Что изменится в жизни школьников и их родителей с введением нового стандарта?
Родители получат возможность непосредственно влиять на образовательный процесс и будут более активно вовлечены в управление школой. В стандартах появились специальные полномочия участников образовательного процесса, в соответствии с которыми предполагается создание школьных советов, куда войдут родители учащихся и будут определять, что из вариативного содержания предпочтительнее для изучения их детьми – это около 20% всего содержания образования для младших классов. Чем старше ступень, тем больше предполагается таких возможностей регулирования. Например, старшеклассники вместе с родителями будут выбирать профиль образования и сами определять, какое дополнительное образование им необходимо.
В чем основное новшество стандарта второго поколения?
Из тех новшеств, которые будут замечены большинством учащихся и их родителей, это, прежде всего, появление внеурочной деятельности в учебном плане школы. На нее отводится примерно десять часов в неделю во второй половине дня, то есть в среднем по два часа каждый день. Организация внеурочной деятельности будет входить в обязанности школы и учителей, и у семей появится возможность выбора - дети смогут выбрать себе интересное дело: спортивно-оздоровительные занятия, рисование, музыку.Внеурочные занятия не должны быть продолжением или углублением традиционного содержания школьного образования, и тогда они будут способствовать нормализации учебной нагрузки. Причины ухудшения здоровья, снижения работоспособности и быстрой утомляемости не в количестве часов, а в однообразии школьных уроков: по большому счету, дети на них занимаются одним и тем же.
Каким образом на практике будут реализовываться принципы нового стандарта?
Образовательные программы теперь будут разрабатываться с целью формирования у учащихся умения ориентироваться в больших объемах информации. Это должно повысить у детей интерес к учебе, научить их определять, что осталось непонятым, а в конечном итоге – научить учиться.
Результаты тех, кто окончит четвертый класс в 2014 году, будут другими, чем у выпускников начальной школы 2010 года?
Детей в начальной школе учат читать, писать и считать. Безусловно, эти требования сохранятся, но для современного ребенка они недостаточны. В начальной школе, изучая разные предметы, ученик на уровне возможностей своего возраста должен освоить способы познавательной, творческой деятельности, овладеть коммуникативными и информационными умениями, быть готовым к продолжению образования. На первый план сегодня выходят образовательные результаты надпредметного, общеучебного характера.
Стандарт нацелен и на возрождение воспитательной работы. Школа должна формировать у своих учеников чувство гражданской идентичности, воспитывать патриотов России, формировать учебную мотивацию, стремление к познанию, умение общаться, чувство ответственности за свои решения и поступки, критическое мышление, толерантность и многое другое. Уровень сформированности личностных качеств у каждого школьника, конечно, не будет оцениваться персонифицировано - образно говоря, «ЕГЭ по воспитанию» никто не будет вводить. Оценить эти результаты можно с помощью социологических исследований на уровне муниципальной, региональной или в целом федеральной системы образования.
Начальное общее образование (1-4 кл.) Стандарт утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации
от «06» октября 2009 г. № 373 и зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации от «22» декабря 2009 г. № 15785.
Основное общее образование (5-9 кл.) Стандарт утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации
от «17» декабря 2010 г. № 1897 и зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации от «01» февраля 2011 г. № 19644.
Проекты ФГОС общего образования
Среднее (полное) общее образование(10-11 кл.)Разработчик проекта:Российская академия образования.
Дата опубликования: 15 февраля 2011 г. скачать (.pdf, 1.7 Мб)
Комментарии к доработанному проекту федерального государственного образовательного стандарта для старшей школы (10-11 кл.)
можно оставить на сайте http://standart.edu.ru/.
Информация для родителей (скачать)