«Экзамен» - лат. испытанье; предложенье вопросов, для узнания
степени чьих-либо сведений. Не для знания, для экзамена учимся.
Экзаменовать кого, пытать, испытывать, расспрашивая узнавать
степень сведений его».
В школьной реальности экзамен - это оценка конечного
результата, анализ соответствия уровня развития выпускников
образовательному стандарту. Он показывает, насколько выпускник
обладает теми компетенциями (и не только образовательными),
которые обеспечат его успешность на следующем возрастном этапе.
И в современном российском образовательном пространстве для этой
цели начали применять новые инструменты – ГИА -9 и ЕГЭ.
Своеобразие ГИА-9, ЕГЭ его непохожесть на традиционный
экзамен, сопряжены с определенным рядом трудностей. С
ними подросткам приходится сталкиваться как в
подготовительный период к ЕГЭ, так и во время самого экзамена.
Но, несомненно, основная психологическая поддержка требуется
учащимся именно на подготовительном этапе и может проводиться
в различных формах: групповые и индивидуальные занятия с
учащимися, групповые и индивидуальные консультации выпускников и
их родителей, составление рекомендаций для всех участников
образовательного процесса: учителей, учащихся и их родителей.
Для оказания действенной психологической помощи необходимо,
прежде всего, выявление детей, испытывающих те или иные
познавательные и личностные трудности при подготовке к сдаче
ЕГЭ и ГИА-9 и относящихся к так называемым, группам риска. Для
этого можно использовать разные способы, которые будут
строиться, и опираться на итоги разного рода диагностики, на
результаты наблюдений и итоги экспертных оценок учителей.
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ТРАДИЦИОННОГО ЭКЗАМЕНА И ЭКЗАМЕНОВ В ФОРМЕ
ГИА-9 и ЕГЭ
Отличительные особенности |
Традиционный
экзамен |
ГИА-9, ЕГЭ |
Что оценивается? |
Важны не просто фактические знания, а умение их
преподнести. Уровень развития устной речи может
позволить скрыть пробелы в знаниях |
Оцениваются
фактические знания и умение рассуждать, решать |
Что влияет
на оценку? |
Большое влияние оказывают субъективные факторы: контакт
с экзаменатором, общее впечатление и т.д. |
Оценка максимально объективна |
Возможность исправить собственную ошибку |
На устном экзамене можно исправить ошибку во время
рассказа или при ответе на вопрос экзаменатора, на
письменном — при проверке собственной работы |
Практически отсутствует |
Кто оценивает? |
Знакомые ученику люди |
Незнакомые эксперты |
Когда можно узнать результаты экзамена? |
На устном экзамене – практически сразу, на письменном –
в течение нескольких дней |
Через сравнительно
более длительное время |
Содержание экзамена |
Ученик должен продемонстрировать владение определенным
фрагментом учебного материала (определенной темой,
вопросом и т.д.) |
Экзамен охватывает практически весь объем учебного
материала |
Как происходит фиксация результатов? |
На письменном экзамене — на том же листе, на котором
выполняются задания. На устном — на черновике |
Результаты выполнения задания необходимо
перенести на специальный бланк регистрации ответов |
Стратегия деятельности во время экзамена |
Унифицированная |
Индивидуальная |
Основная цель психологической подготовки учеников к ГИА-9, ЕГЭ
– ознакомление выпускников с процедурой ГИА-9 и ЕГЭ,
формирование у них адекватного реалистичного мнения о ГИА-9 и
ЕГЭ и определение конструктивной стратегии деятельности на
экзамене.
Для достижения поставленной цели используются следующие
стратегии деятельности психологической службы:
- Ресурсно - ориентированная стратегия, которая направлена на
поиск сильных сторон учащихся и путей их использования на этапе
подготовки и на самом экзамене;
-Технологически-ориентированная стратегия, целью которой
является освоение некоторой технологии, последовательности
действий, обеспечивающих успешность выпускника.
Опишем некоторые рекомендации.
Сначала подготовь место для занятий: убери со стола лишние вещи,
удобно расположи нужные учебники, пособия, тетради, бумагу,
карандаши и т.п.
Можно ввести в интерьер комнаты желтый и фиолетовый цвета,
поскольку они повышают интеллектуальную активность. Для этого
бывает достаточно какой-либо картинки в этих тонах или эстампа.
Составь план занятий. Для начала определи: кто ты - "сова" или
"жаворонок", и в зависимости от этого максимально используй
утренние или вечерние часы. Составляя план на каждый день
подготовки, необходимо четко определить, что именно сегодня
будет изучаться. Не вообще: "немного позанимаюсь", а какие
именно разделы и темы.
Начни с самого трудного, с того раздела, который знаешь хуже
всего. Но если тебе трудно "раскачаться", можно начать с того
материала, который тебе больше всего интересен и приятен.
Возможно, постепенно войдешь в рабочий ритм, и дело пойдет.
Чередуй занятия и отдых, скажем, 40 минут занятий, затем 10
минут - перерыв. Можно в это время помыть посуду, полить цветы,
сделать зарядку, принять душ.
Не надо стремиться к тому, чтобы прочитать и запомнить наизусть
весь учебник. Полезно структурировать материал за счет
составления планов, схем, причем желательно на бумаге. Планы
полезны и потому, что их легко использовать при кратком
повторении материала.
Готовясь к экзаменам, никогда не думай о том, что не справишься
с заданием, а напротив, мысленно рисуй себе картину триумфа.
Оставь один день перед экзаменом на то, чтобы вновь повторить
все планы ответов, еще раз остановиться на самых трудных
вопросах.
Накануне
экзамена
Многие считают: для того, чтобы полностью подготовиться к
экзамену, не хватает всего одной, последней перед ним ночи. Это
неправильно. Ты уже устал, и не надо себя переутомлять.
Напротив, с вечера перестань готовиться, прими душ, погуляй.
Выспись как можно лучше, чтобы встать отдохнувшим, с ощущением
своего здоровья, силы, "боевого" настроя. Ведь экзамен - это
своеобразная борьба, в которой нужно проявить себя, показать
свои возможности и способности.
В школу перед экзаменом ты должен явиться, не опаздывая, лучше
за полчаса до его начала. При себе нужно иметь несколько (про
запас) шариковых ручек с синими чернилами.
Если в школе холодно, не забудь тепло одеться, ведь ты будешь
сидеть на экзамене 3 часа.
Во время экзамена
В начале вам сообщат необходимую информацию (как подписать
тетрадь, сколько и на что отводится времени и т.д.). Будь
внимателен!!!
Сосредоточься! Постарайся на время забыть про окружающих. Для
тебя должны существовать только текст заданий и часы,
регламентирующие время экзамена. Торопись не спеша! Жесткие
рамки времени не должны влиять на качество твоей работы.
Начни с легкого! Начни с решения тех задач (ответа на те
вопросы), в знании которых ты не сомневаешься, не останавливаясь
на тех, которые могут вызвать долгие раздумья. Тогда ты
успокоишься, голова начнет работать более ясно и четко, и ты
войдешь в рабочий ритм. Ты как бы освободишься от нервозности, и
вся твоя энергия потом будет направлена на более трудные
вопросы.
Читай вопросы и задания до конца! Спешка не должна приводить к
тому, что ты стараешься понять условия задачи "по первым словам"
и достраиваешь концовку в собственном воображении. Это верный
способ совершить досадные ошибки в самых легких задачах.
Запланируй два круга! Рассчитай время так, чтобы за две трети
всего отведенного времени пройтись по легким вопросам (задачам)
("первый круг"), а потом спокойно вернуться и подумать над
трудными, которые тебе вначале пришлось пропустить ("второй
круг").
Проверь! Оставь время для проверки своей работы, хотя бы, чтобы
успеть пробежать глазами и заметить явные ошибки.
Угадывай! Если ты не уверен в выборе ответа, но интуитивно
можешь предпочесть какой-то ответ другим, то интуиции следует
доверять! При этом выбирай такой вариант, который, на твой
взгляд, имеет большую вероятность.
Не паникуй! Самое главное – успокоиться и сосредоточиться, и
тогда успех не заставит себя ждать!
Психологическая поддержка выпускников, участвующих в ГИА-9 и ЕГЭ
Почему они так волнуются?
Чем Вы можете помочь своему ребенку в сложный период подготовки
и сдачи ГИА – 9 и ЕГЭ
Владением информации о процессе проведения экзамена
Пониманием и поддержкой, любовью и верой в его силы
Откажитесь
от упреков, доверяйте ребенку.
Если школьник хочет работать под музыку, не надо этому
препятствовать, только договоритесь, чтобы это была музыка без
слов.
Участием в подготовке к экзаменам
Обсудите,
какой учебный материал нужно повторить. Вместе составьте план
подготовки.
Вместе
определите, «жаворонок» выпускник или «сова». Если «жаворонок» -
основная подготовка проводится днем, если «сова» - вечером.
Проведите репетицию письменного экзаменам. Установите
продолжительность пробного экзамена (3 или 4 часа), организуйте
условия для работы, при которых выпускник не будет отвлекаться.
Помогите исправить ошибки и обсудите, почему они возникли.
Организацией режима (именно родители могут помочь своему
одиннадцатикласснику наиболее эффективно распорядиться временем
и силами при подготовке к экзаменам.
Во время подготовки ребенок регулярно должен делать короткие
перерывы.
Договоритесь с ребенком, что вечером накануне экзамена он раньше
прекратит подготовку, сходит на прогулку и ляжет спать вовремя.
Последние двенадцать часов должны уйти на подготовку организма,
а не приобретение знаний.
|